Статья ильсура ахметшина
Совершенствование антикоррупционных программ в государственных организациях на примере Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта
Статья посвящена актуализации содержания внутрикорпоративных антикоррупционных документов за счет использования международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению»
Настоящая статья посвящена актуализации содержания внутрикорпоративных антикоррупционных документов за счет использования международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению».

В первую очередь будет проанализировано направление «Лидерство», которому в типовых документах и локальных нормативных актах государственных организаций не придается должного внимания.

В качестве примера усовершенствования антикоррупционных нормативных актов государственной организации в статье проводится анализ антикоррупционных документов Автономной некоммерческой организации «Московская дирекция транспортного обслуживания» (АНО «МДТО»), которые были ею значительно скорректированы в ходе пилотного внедрения Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта (Отраслевая программа). [1]



[1] Отраслевая программа доступна для ознакомления по ссылке https://mdto.ru/assets/upload/%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_15.03.2021.pdf


ISO 37001:2016 о лидерстве

Использование контента международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению» в антикоррупционных документах государственных организаций представляется особо важным по функционалу руководства организаций, обеспечивающего «тон сверху» и его лидирующую роль в системе управления антикоррупционной деятельностью.

Нужно предварительно отметить, что международный стандарт определяет руководство организации терминами «top management» (топ-менеджмент) и «governing body» [1] (управляющий орган), что по их смыслу в российских государственных организациях корреспондирует соответственно с а) исполнительным органом (единоличным или коллегиальным [2] ) и с б) единственным учредителем/советом директоров [3] .

Какие конкретные требования по лидерству устанавливает международный стандарт в отношении деятельности руководства организации?

Согласно п. 5.1.1. международного стандарта ISO 37001:2016, governing body организации должен демонстрировать свое лидерство через следующие действия:

a) утверждение антикоррупционной политики,

b) обеспечение согласования стратегии организации и антикоррупционной политики,

c) периодическое получение и рассмотрение информации о содержании и функционировании системы антикоррупционного менеджмента,

d) обеспечение выделения и использования достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента,

e) осуществление надлежащего надзора за внедрением системы антикоррупционного менеджмента со стороны top management'а и ее эффективностью.

При этом исполнительные лица/органы организации, "top management", проявляют требуемое лидерство через:

a) обеспечение соответствия системы антикоррупционного менеджмента идентифицированным коррупционным рискам,

b) обеспечение интеграции требований системы антикоррупционного менеджмента в бизнес-процессы организации,

c) использование достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента,

d) обеспечение внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики,

e) обеспечение внутренних коммуникаций о важности эффективности и соответствия требованиям системы антикоррупционного менеджмента,

f) обеспечение надлежащего дизайна системы антикоррупционного менеджмента для достижения ее целей,

g) руководство вовлечением персонала в повышении эффективности системы антикоррупционного менеджмента и его поддержка,

h) продвижение антикоррупционной культуры внутри организации,

i) содействие постоянному улучшению системы антикоррупционного менеджмента,

j) поддержка соответствующих уровней руководителей в демонстрации их лидерства, направленного на предупреждение и обнаружение коррупции в зонах их ответственности,

k) стимулирование использования каналов сообщений о фактах предполагаемой или реальной коррупции,

l) обеспечение отсутствия преследования персонала его дискриминации или дисциплинарного воздействия за сообщения о фактах предполагаемой или реальной коррупции, совершенных по доброй воле или на основе обоснованных подозрений в совершении нарушения антикоррупционной политики, или отказа от участия в коррупционных действиях.

m) периодических отчетов вышестоящему органу о содержании и функционировании системы антикоррупционного менеджмента и о случаях коррупции. [4]

Уточнив, какие требования по лидерству предъявляет международный стандарт ISO 37001:2016, давайте перейдем к содержанию Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организация Московского транспорта и к локальным нормативным актам АНО «МДТО».

Включение требований ISO 37001:2016 о лидерстве в Отраслевую программу и антикоррупционные документы АНО «МДТО»

Отраслевая программа содержит корреспондирующий международному стандарту раздел – «Лидерство руководства», который в самом начале определяет, что лидерство является «базой, на которой основана антикоррупционная стратегия как всей отрасли, так и конкретной организации.» [5]

Анализ содержания рассматриваемого раздела Отраслевой программы обнаруживает, что при формулировании ее положений разработчикам удалось учесть требования международного стандарта в значительной степени. Проиллюстрируем это на двух показательных примерах.

Отраслевая программа прямо указывает, что руководитель организации Московского транспорта «обязан выделять необходимые ресурсы (человеческие, технические, административные) для внедрения Отраслевой программы в своей организации» [6] . Эта обязанность соответствует требованию международного стандарта об использовании руководителем «достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента» [7] .

Международный стандарт также выделяет такое требование к руководству как «обеспечение внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики» [8] , при этом Отраслевая программа отмечает чрезвычайно важную роль руководителя организации во внутренних и внешних антикоррупционных коммуникациях. В Отраслевой программе установлено, что «периодическое появление руководителей во внешнем медиа-пространстве с тематикой деловой этики и профилактики коррупции будет работать на позитивный имидж организации. Внутренние антикоррупционные и этические коммуникации с участием высших руководителей повышают внимание сотрудников к новостям в этих областях и формируют у них образ честного руководителя [9] .

Антикоррупционная политика АНО «МДТО» [10] специально выделяет принцип личного примера руководства и отмечает, что руководству организации принадлежит ключевая роль «в формировании культуры нетерпимости к коррупции, в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупционным проявлениям». [11] Важно подчеркнуть, что приведенная выдержка перекликается с требованиями международного стандарта, в котором говорится таких требованиях к руководству организации, как «обеспечение надлежащего дизайна системы антикоррупционного менеджмента для достижения ее целей» [12] и «продвижение антикоррупционной культуры внутри организации» [13] .

Как видно из приведенных примеров, антикоррупционные программы и документы государственных организаций, в частности Отраслевая программа и Антикоррупционная политика АНО «МДТО», при использовании положений международного стандарта ISO 37001:2016 получают новое содержание, улучшают свое качество и совершенствуют в целом корпоративную систему антикоррупционного менеджмента.
Ссылки
[1] International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 3.5 и 3.6.
[2] Также, по нашему мнению, к top managementотносятся заместители генерального директора/председателя правления и другие руководители подразделений организации, имеющие прямое функциональное подчинение первому исполнительному руководителю.
[3] То есть таких органов управления организации, которым подотчетны органы и лица, относящиеся к top management
[4] См. International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1. и 5.1.2. Следует отметить, что перевод на русский язык выполнен нами самостоятельно, поскольку имеющиеся переводы этого международного стандарта, на наш взгляд, оставляют желать лучшего.
[5] Отраслевая программа, с. 12
[6] Там же.
[7] International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1.d) и 5.1.2. c).
[8] Там же, п. 5.1.2. d).
[9] Отраслевая программа, с. 12
[10] https://mdto.ru/assets/upload/%D0%90%D0%BD%D1%82%D...
[11] Антикоррупционная политика АНО «МДТО», п. 3.7.1.
[12] International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п. 5.1.2.f).
[13] Там же, п. 5.1.2.h).
Each page is counted, but no folio or page number is expressed or printed, on either display pages or blank pages.
Контакты
Мы считаем клиентов своими друзьями, будем счастливы ответить на ваши вопросы
E-mail: info@compliance-elements.ru